Особенностями периода Хэйан является уменьшение роли императора в политической жизни страны, узурпация власти аристократической семьей Фудзивара, появление эзотерических сект буддизма и формирования нового социального положения - самураев.
Правления Фудзивара
В 8 веке борьба за контроль над центральным правительством между аристократией и буддистскими монахами обострилась. Роль монаршего дома постепенно приходила в упадок. В связи с этим, стремясь избавиться от влияния буддистов столичного района Нара, Император Камму в 794 году перенес столицу страны в город Хэйан - «столице мира и спокойствия», которое со временем стала называться Киото. История началась с основания этого города и закончилась образованием первого сегуната, этот период именуют периодом Хэйан ( 794 - 1185 ).
С новой столицы Император начал реформы, направленные на обновление «правового государства» и подавления аристократического произвола в регионах. Было установлено жестокий надзор центром за соблюдением «Закона о выдаче земельных наделов» в провинциях. Крестьяне были освобождены от военной службы, а вместо них защиту провинциальной администрации должна была выполнять местная знать, которая формировали отряды самураев. Кроме этого были санкционированы серии военных походов против местного населения юга Кюсю и севера Хонсю, с целью расширить границы японского государства.
Появление самураев и института Инсэй
В период Хэйан, из-за отсутствия внутренней или внешней угрозы для центрального правительства, Япония не имела регулярной армии. Однако в целом уровень безопасности в стране, особенно в отдаленных регионах, был невысок. В целях защиты своих земель от нападения грабителей, местная знать начала формировать вооруженные отряды - самураи. Лидером таких отрядов становились преимущественно столичные аристократы, которые находились с подчиненными воинами в отношениях господина и слуги. Самыми известными среди отрядов были те, которые выходили из родов Тайра и Минамото.
Новые течения буддизма
В период Хэйан в Японии получили распространение новые буддистские практики эзотерического буддизма. Среди них главными были секты Тэндай (天台, "Небесное возвышение") и Сингон (真言, "Истинное слово"). Первая была основана монахом Сайтё в 806 - 807 годах вместе со строительством ее центрального монастыря Энрякудзи на горе Хией вблизи столицы. Вторая секта возникла усилиями монаха Кукая в 816 году, который он возвел на горе Коя храмовый комплекс Конгобудзи. Оба учения были проекцией китайских и тибетских буддистских школ. Их распространению в Японии способствовали импреторы и правительственные аристократы.
Расположение центра секты Тэндай вблизи столицы превратило ее в буддийскую общину тогдашней Японии. Монастырь горы Хией был своеобразным интеллектуальным центром - "средневековым университетом" страны. Он также служил местом заключения непокорных служащих. Благодаря активным контактам с двором и правительством, монахи секты часто принимали непосредственное участие в принятии политических решений. В отличие от Тэндай, центр Сингон находилась слишком далеко от столицы. Однако популярность этого течения буддизма была завоевана в Японии подвижнической деятельностью ее монахов и учеников.
В конце эпохи Хэйан в связи с кризисом центральной власти, развалом экономики, постоянными междоусобицами и войнами, в японском обществе распространились эсхатологические верования. Это отразилось на двух главных сектах страны, вступившие в затяжной кризис. Большинство храмов Тэндай и Сингон превратились в общины, которые имели собственные частные владения, армии вооруженных монахов сохэй и своих людей среди аристократов и правительства. Эти общины все больше вмешивались в политику, и все меньше интересовались религиозно-философскими проблемами. Как следствие, с конца 12 - начала 13 века эти секты были раскретиковыны многими ведущими монахами того времени, которые основали новые "протестантские" школы буддизма, такие как Дзедо-сю и Нитирэн-сю.
Современная японская литература
|
||||
Всё о японском кино и японских режиссёрах
|
||||
Мир японских комиксов и анимации
|
||||
С чего начать изучение японского языка
|
||||
Хирагана (ひらがな) и Катакана (カタカナ)
|
||||
Необходимая информация для путешественников о Стране Восходящего Солнца
|
||||
Все о Японии
|
||||
Храмы, парки, дворцы, башни, города, улицы Японии
|
||||
Мнения, отзывы, комментарии и рекомендации от тех, кто уже побывал в Японии
|
||||
Рецепты и описания блюд, специй и напитков японской кухни
|
||||
Рис, водоросли нори, рисовый уксус, соевый соус, морепродукты и многое другое
|
||||
合 - ай - соединение, 気 - ки - дух, энергия, 道 - до - путь.
|
||||
Дзюдо - «Мягкий путь» или «Путь мягкости»
|
||||
Карате: «путь пустой руки» — японское боевое искусство.
|
||||
Искусство самых загадочных воинов Японии 12-19 века.
|
||||
Кто такие самураи? Что означает слово самурай? Обсуждаем и задаем свои вопросы...
|
||||
Мечи, доспехи, копья, луки и многое другое...
|
||||
Бусидо
|