база адресов телефонов по санкт-петербургу телефонная тут скачать телефонный справочник москвы 2015 определить местонахождение мобильника найти как поиск Блог о препарате для женщин

Тоетоми Хидэеси

Тоетоми Хидэеси
26.11.2011
Тоетоми Хидэеси ( яп. 豊臣秀吉,とよとみひでよし, 1536 - 18 сентября 1598 ) - один из главных военно-политических лидеров Японии эпохи «воюющих стран»
 

Будущий правитель Поднебесной родился в семье крестьянина Яемона в деревне Накамура провинции Овари (совр. префектура Айти ). Точная дата рождения неизвестна. Ученые называют две: 2 февраля 1536 год (5-й год Тенбун) и 26 марта 1537 год (6 год Тенбун). Родословная отца Хидэеси также плохо изучен. Одни утверждают, что он происходил из крестьянского рода, другие же - что из рода самого низкого слоя самураев, пехотинцев асигару.

После смерти отца, мать Хидэеси вышла замуж вторично. Поскольку отчим постоянно избивал и ругал ее сына, последний решил убежать из дома и стать самураем. В конце концов молодой Хидэеси оставил родные края и отправился на Восток, в провинции Суруга (совр. префектура Сидзуока ), где собирался наняться на службу к роду Имагава. Крестьянский сын, приняв новое имя Киносита Токитиро, смог устроиться в самурая Мацусита Наганори, одного из вассалов Имагава. Когда через 50 лет Хидэеси станет повелителем Японии, он отблагодарит своего первого сюзерена, предоставив ему замок Кусано и богатые прилегающие земли.

После чего новоиспеченный самурай стал слугой Ода Нобунага. На этом поприще он преуспел, сумев сделать головокружительную карьеру. Разделавшись с Асан Нагамаса, Нобунага отдал поместье Асаи подающему надежды молодому приближенному, который взял себе новое имя - Хасиба Тикудзен-но-ками Хидэёси. Как уже упоминаюсь, Нобунага отдал под его командование армию и приказал подавить восстание клана Мори в Тюгоку. В 1582 г., в ответ на просьбу Хидэёси о подкреплении, Нобунага поспешил в Киото, где и был убит (или, возможно, совершил самоубийство, попав в ловушку в подожженном храме).

Едва Хидэёси узнал о случившемся, он заключил мир с Мори, не сообщая ему о смерти Нобунага, и двинулся в Киото, где его уже поджидала армия Акэти Мицухидэ. Не прошло и двух недель, как Хидэёси разгромил Мицухидэ при Ямадзаки, а сам Мицухидэ был убит разбойниками во время отступления. На церемонии похорон Нобунага, Хидэёси демонстративно оказывал поддержку внуку и наследнику покойного, младенцу Самбоси. Старший военачальник Си-бата Кацуиэ встал на сторону третьего сына Нобунага, Побутака. В 1583 г. их армии сошлись в битве при Сидзугатакэ близ озера Бива, и Кацуиэ потерпел поражение. Он бежал в свое поместье, где совершил самоубийство вместе с женой Оити-но-ката, бывшей супругой Асаи Нагамаса. После этого сражения все прочие военачальники Нобунага подчинились Хидэёси, все, кроме Токугава Иэясу.

Тоетоми Хидэеси приступил к строительству собственного замка в Осака, на месте храма Исияма Хонгандзи. Он основал огромный город, куда пригласил торговцев из Киото и близлежащего Сакаи. Но Токугава Иэясу и обосновавшийся в Гифу второй сын Нобунага вместе с армией выступили по направлению Киото. В 1584 г. армия Хидэёси преградила им путь в Нагакутё. Поначалу сражение развивалось благоприятным для Токугава образом, но вскоре удача ускользнула от него.

В планы Хидэёси не входила затяжная война: ему не терпелось начать давно задуманное вторжение в Корею, к тому же он предпочитал не уничтожать противников, а переманивать их на свою сторону. Иэясу сообразил, какие перспективы сулит союз с Хидэёси и участие в объединении страны. Мир был заключен, Токугава Иэясу стал подданным Хидэёси. На всем Хонсю осталось только два клана, отказывающихся подчиниться Хидэеси, - Ходзё и Датэ, кроме того, бунтовали острова Сикоку и Кюсю. В 1585 г. Хидэёси без особого труда присоединил к своим владениям Сикоку и Кии; после того как двор пожаловал ему титул канпаку (кампаку) - регента, он принял имя Тоётоми Хидэёси (более чем скромное происхождение помешало провозгласить его сегуном). Год спустя, в 1586 г., он стал премьер-министром - дайдзё дайдзином. В начале 1587 г. Хидэёси с успехом провел кампанию против клана Симадзу с Кюсю, возглавив 250-тысячную армию, более масштабных действий Япония еще не видела. Кампания завершилась массовым самоубийством оборонявшихся, когда пала столица Симадзу, город Кагосима.

Затем, в 1589 г., настала очередь клана Ходзё с равнины Канто. Явный численный перевес был на стороне Хидэёси. После пятимесячной осады Одавара глава клана Ходзё Удзимаса совершил самоубийство, его владения отошли к Токугава Иэясу. Во время кампании в Одавара или вскоре после нее последний независимый даймё Датэ Масамунэ, прозванный «одноглазым драконом», явился с дальнего севера, из Тохоку, чтобы воздать почести Хидэёси. К 1590 г. Тоётоми Хидэёси объединил под своей властью всю Японию.

Через год после смерти Нобунага, Хидэёси предпринял большую земельную ревизию - кэнти. Он ввел единый метод измерения земельных участков и классификацию возделываемых полей в соответствии с количеством риса, которые на них выращивали. Владения каждого даймё оценивались по количеству коку (ок. 175-180 л риса), даймё вменялось в обязанность поставлять правительству соответствующее количество воинов. По такому принципу производилась мобилизация для усмирения волнений на Кюсю в 1587 г. и для вторжения в Корею в 1592 г.

Главной целью ревизии было определение потенциальных размеров налогов и облегчение их сбора, но вместе с тем централизация налогообложения освободила крестьян от бесчисленных поборов со стороны храмов, святилищ и аристократов - начиная с периода Муромати эти поборы только росли. В то же время новый порядок привязал крестьян к земле. В 1588 г. Хидэёси издал указ о разоружении городского и деревенского населения и о приписке этого населения к постоянному месту жительства. Этот указ не был первым в своем роде: после победы над Икко-икки Нобунага тоже приказал жителям Этидзен и Кии сдать оружие. Еще один закон от 1590 г. запрещал переход из одного общественного класса в другой. До тех пор в обществе сохранялась относительная социальная мобильность, ее не сдерживали никакие законодательные запреты, но теперь самураи утратили возможность менять род деятельности. Причиной подобной политики было задуманное Хидэёси вторжение в Корею, для этой грандиозной кампании ему требовались все имеющиеся людские ресурсы и Материально-техническое обеспечение. Несмотря на то, что вторжение в Корею подорвало авторитет Хидэёси. оно укрепило введенную им в Японии феодальную систему.

На первых порах Хидэёси следовал тем же принципам внешней политики, что и Нобунага. но когда отправил на Кюсю армию для подавления бунта клана Симадзу, то узнал, что по милости католических миссионеров Ватикан считает Нагасаки своей колонией и что множество бедных японцев европейские торговцы уже продали в рабство. Хидэёси приказал изгнать миссионеров из Японии, но разрешил и впредь торговать с португальцами. Японцев, обратившихся в христианство, гонениям не подвергали, поскольку среди приверженцев новой веры было немало влиятельных даймё на Кюсю.

Корейский поход

Трудно сказать, когда именно у Хидэёси возникла мечта о завоевании Китая. Можно только догадываться, что в моменты компромиссного соглашения с Токугава Иэясу после битвы при Нагакуте Хидэёси уже готовился к следующей широкомасштабной кампании. Для своего времени и происхождения Хидэёси обладал более развитыми представлениями о мире, нежели его современники, для которых «мир» Заканчивался на границах собственных провинций. Будучи приближенным Ода Нобунага, Хидэёси часто присутствовал при встречах своего сюзерена с европейскими миссионерами. Нобунага нравилось слушать, как миссионеры рассказывают о большом мире и показывают страны на подаренном ему глобусе. Можно предположить, что грандиозные замыслы Хидэёси - прямое следствие этих увлекательных рассказов.

Еще одной причиной, которая вынудила Хидэёси решиться на заморскую войну, было окончание войн на территории Японии. После почти столетия непрекращающихся сражений, проходящих с переменным успехом, Япония была наконец-то объединена под властью одного правителя, но уже не могла припомнить времена, когда еще не воевала, и имела в основном военизированную структуру общества. Бесчисленные толпы самураев и асигару ждали очередной кампании, от которой напрямую зависело их существование. Накопившейся воинственности настоятельно требовался выход, не только Хидэёси, но и многие другие японцы жаждали следующей войны! и это могла быть лишь война на чужой земле. Храмы и замки Хидэёси строил не только в угоду собственному вкусу, но и для того, чтобы иметь в своем распоряжении инструменты управления подданными. За краткое время изменить всю структуру и характер общества было невозможно. Общество было ожесточенным и взрывоопасным, выживание в нем всецело зависело от приобретения богатства в ходе завоеваний или как подарка от завоевателей. Таким образом, новой войны было не избежать.

В 1587 г. Хидэёси приказал клану Со с Цусимы отправить гонцов в Корею. В последующие годы обмен посланиями стал регулярным, и Хидэёси не скрывал своих намерений проложить через Корею путь в Китай, где правила династия Мин. Корейцы отвечали вызывающе, тем самым давая Хидэёси повод снарядить военную экспедицию. Вторжение в Корею было задумано как прелюдия к основной кампании, как возможность для японских войск заполучить плацдарм на материковой части Азии и впредь пополнять запасы на месте. В соответствии с этой ошибочной стратегией войска взяли с собой провизии всего на пять месяцев, а организация подвоза припасов из Японии так и не была предусмотрена.

Экспедиция началась в мае 1592 г., 160 тысяч солдат высадились в Пусане под командованием Кониси Юкинага, Като Киёмаса, Курода Нагамаса, Кобаякава Такакагэ и Мори Тэрумото. Объединенного командования войска не имели, каждое подразделение действовало независимо (и соперничало с остальными; особенно острой была борьба между христианином Кониси и буддистом Като). Корейские войска не могли сдержать натиск самураев и пехотинцев, отточивших мастерство в ходе длительных внутренних войн. Вскоре армия Кониси Юкинага захватила Сеул, а в июле достигла Пхеньяна и взяла его. Войска Като Киёмаса продвинулись дальше на северо-восток, взяли Вонсан и устремились к реке Тумен и маньчжурской границе. Кониси Юкинага остался на западе ожидая большого подкрепления, чтобы преодолеть последние 80 миль до реки Ялу и границы Китая.

Корейская армия во многом уступала японской, по корейский флот был более совершенным в техническом и тактическом отношениях. Адмирал И Сун Син быстро взял под контроль воды вокруг берегов Кореи и отрезал экспедиционные войска от ожидаемого подкрепления, в том числе судов, подвозящих припасы. Когда осень сменилась изнуряюще холодной корейской зимой, японцы, лишенные возможности пополнять запасы провизии на месте, стали серьезно страдать от голода и болезней. Корейцы же тем временем собрали партизанскую армию добровольцев. Движение сопротивления усиливалось, подрывая силы захватчиков. Робкая попытка захвата Пхеньяна, предпринятая китайцами, провалилась, но они умели учиться на своих ошибках, и в феврале 1593 г. город взяли штурмом войска династии Мин. Японцы отступали к Сеулу, китайцы преследовали их по пятам, но в бою при Пхёнтхэке японцам удалось разгромить преследователей, сложилась тупиковая ситуация: на усиление партизанской активности корейцев японцы отвечали суровыми карательными мерами, но массовые убийства гражданского населения только усиливали сопротивление.

Любопытно отметить, что во время войны японцам понадобилось множество носильщиков и другой прислуги: их привезли из Японии в помощь армии на поле боя. Вместе с тем в Японию были отправлены тысячи пленных корейцев - искусных гончаров, изготовителей бумаги, шелка и набивных тканей. Впоследствии благодаря им в Японии начали бурно развиваться ремесла. Пока тянулись мирные переговоры, японцы обосновались в лагерях и крепостях на юге Кореи. После трех лет бесплодных переговоров император Мин прислал Хидэёси письмо, в котором предложил признать его только «императором Японии». Разъяренный Хидэёси в 1597 г. снарядил и отправил в Корею еще 140 тысяч воинов, но, несмотря на кровопролитные сражения, развить первоначальный успех не удалось. В сентябре 1598 г. Хидэёси заболел и умер в замке Фусими, а японские войска, выполняя его предсмертную волю, начали отступать из Кореи. Армия Сацума с Кюсю, во главе с Симадзу Ёсихиро, разгромила преследователей при Сачхоне. Вскоре был заключен мир, а к концу года вся армия завоевателей вернулась в Японию. В одном из последних морских сражений погиб адмирал И Сун Син.

Эта семилетняя война разорила и опустошила Корею, которую частично оккупировали войска империи Мин. Но вместе с тем был нанесен удар и по репутации правителя Японии. Во время войны многие даймё нашли причины для междоусобиц, что неудивительно. Между вассалами Тоётоми возник раскол, ставший особенно опасным в то время, когда власть перешла от Хидэёси к его пятилетнему сыну.

Возврат к списку

Оценить статью:
 
 
Оцените сайт:
 
 
 

Интересно почитать: Ода НобунагаСады в ЯпонииБуддистская «воинствующая церковь»


Справка
В рамках проекта «Путь самурая» мы хотим показать мир глазами самурая.
Холивар
Кто победит, самурай или ниндзя?
+8923
+8898
 
Форум
Современная японская литература
Всё о японском кино и японских режиссёрах
Мир японских комиксов и анимации
С чего начать изучение японского языка
Хирагана (ひらがな) и Катакана (カタカナ)
Необходимая информация для путешественников о Стране Восходящего Солнца
Все о Японии
Храмы, парки, дворцы, башни, города, улицы Японии
Мнения, отзывы, комментарии и рекомендации от тех, кто уже побывал в Японии
Рецепты и описания блюд, специй и напитков японской кухни
Рис, водоросли нори, рисовый уксус, соевый соус, морепродукты и многое другое
合 - ай - соединение, 気 - ки - дух, энергия, 道 - до - путь.
Дзюдо - «Мягкий путь» или «Путь мягкости»
Карате: «путь пустой руки» — японское боевое искусство.
Искусство самых загадочных воинов Японии 12-19 века.
Кто такие самураи? Что означает слово самурай? Обсуждаем и задаем свои вопросы...
Мечи, доспехи, копья, луки и многое другое...
Cервис, который проводит ремонт рулевых реек в москве