база адресов телефонов по санкт-петербургу телефонная тут скачать телефонный справочник москвы 2015 определить местонахождение мобильника найти как поиск Блог о препарате для женщин

Искусство войны в Японии

Искусство войны в Японии
26.11.2011
Искусство войны ( кит. 孙子兵法 , буквально Законы войны учителя Сунь)
 

Искусство войны - Оборона

Замки, которые никогда не играли сушественной роли в японской военной традиции, появились в конце периода Муромати. Даже Хэйкэ и Гэндзи имели так называемые замки, больше напоминавшие традиционные укрепления американского «фронтира » - несколько наблюдательных вышек, обнесенных деревянным частоколом. Подобного рода фортификационные сооружения применялись в Кавати и Тихая.

Основой японской военной традиции бьли полевые сражения, которые заканчивались индивидуальными поединками. Японцам была чужда европейская традиция про ведения долговременных осад. Такое положение дел сохранялось до времен Кусуноки Масасигэ, когда стала широко при меняться тактика затяжных осад. Но даже и тогда настоящие сражения начинались с вьлазки осажденных или прямой фронтальной атаки. Были попытки штурма замков, но небыло ничего напоминающего осадные орудия. Если бы бакуфу применяло тараны или катапульты, война Намбоку закончилась бы довольно быстро. Однако тогда в Японии еще не бьло осадных машин. Настоящие замки стали появляться в середине ХУI в. - примерно в тоже время, когда в Японии высадились первые португальцы, привезшие с собой огнестрельное оружие. Контакт с европейцами оказал определенное влияние на развитие военного дела в Японии.

Известно, что замок Адзуги - крупнейшая крепость Ода Нобунага - был построен с помошью португальского инженера. Мощные стены японских замков отличались изяшными округлыми линиями, что служило вполне определенной цели: на такие стены было трудно подниматься. Эта конструктивная особенность была унаследована от ранних фортификационных сооружений. Главная башня замка имела функциональные отличия от европейских сооружений подобного рода - на Западе она служила жилым помешением для феодала и его семьи, а в Японии выполняла функции командного пункта. Только позднее некоторые из таких башен стали использоваться в качестве жилых комплексов - в основном для этой цели служили дворцы, возведенные внугри крепостных стен.

К сожалению, большинство старинных замков со временем погибло. Многие замки, которые могли стать оплотом антиправительственных сил, были разрушены в период бакуфу Toкyraвa. В первую очередь уничтожались старые и, как тогда казалось, бесполезные замки. Многие погибли в результате землетрясений, пожаров или даже авиационных бомбардировок, как это неоднократно случал ось во время Второй мировой войны. Большинство японских замков сегодня - это железобетонные копии, воссозданные в ХХ в. Сейчас Япония переживает настояший реконструкторский бум: за последние несколько лет частично или полностью восстановлены несколько замков.

Существовали три разновидности замков: горные, на холмах и равнинные. Каждый из них имел свои преимущества и недостатки. Замок в горах проще было оборонять, но он был неудобен для проживания. Расположенный на открытой равнине замок защитить было гораздо труднее, но зато в нем бьло удобнее жить. Замок на холме или на искусственной насыпи был, вероятно, наиболее удобным вариантом и в военном, и в бытовом отношении.

Искусство войны - Нападение

В эпоху войны Гэмпэй сражение велось по преимуществу между равными по социальному положению воинами: крестьяне сражались с крестьянами, а командиры и офицеры вызывали на поединок себе подобных. Старинные китайские классические трактаты о военном деле, подобные «Искусству войны» Сун Цзу, стали известны самураям уже в Х в. Ёсицуна, как и Тайра, внимательно изучали их. Используя тактические знания, полученные из китайских трактатов, Кусуноки Масасигэ коренным образом изменил характер ведения войны. Он одним из первых начал активно использовать агентypнyю сеть и военную разведку.

Зачастую даймё не принимали личного участия в руководстве войсками на поле сражения, а передавали эту функцию подчиненным им полководцам. Сами даймё следили за ходом битвы, находясь в тылу армии, где формировалось некое подобие командного центра. Их окружала личная гвардия и высокопоставленные самураи, которые назывались хатамото - то есть приближенные даймё. Некоторое время у каждого даймё были свои хатамото. Однако при бакуфу Токугава только прямые подданные Toкyraвa имели право носить такой титул, он стал наследственным и уже не подразумевал, что его носитель является вассалом даймё. Со временем в армиях про изошли и другие изменения. С появлением огнестрельного оружия к традиционным отрядам лучников, копейщиков и других воинов присоединились подразделения мушкетеров. Появление нового оружия вызвало соответствующие изменения в тактике ведения боя.

Трактат - Искусство войны

Древний китайский трактат, авторство которого приписывается генералу и стратегу Сунь Цзы, жившему в конце периода Чуньцю. Трактат состоит из 13 частей, в каждой из которых рассматривается один аспект ведения войны. Считается, что трактат был ведущим учебником по военной стратегии и тактики своего времени. Описанные в трактате принципы и идеи сохраняют свою актуальность не только для военного дела, но и для других видов человеческой деятельности, в которых существует протибортство и необходимо стратегическое планирование, в частности в бизнесе и менеджменте.

«Искусство войны» - самый древний трактат по военной стратегии в истории, наиболее знаменитый и влиятельный из «Семи классических военных произведений». Сунь Цзы подчеркивал важность правильного выбора позиции в военной стратегии. Выбор позиции обусловлен как объективными физическими условиями на местности, так и знанием о субъективных особенностях противников. Умелое планирование предполагает быстрое реагирование на изменение положения, при этом в результате столкновения планов противников создаются сложные и неожиданные ситуации.

Тринадцать разделов

«Искусство войны» состоит из 13 разделов:

1. Предварительные расчеты. В разделе рассматриваются 5 фундаментальных факторов (Путь, Небо, Земля, Полководец, Закон) и 9 элементов, которые предопределяют исход военных действий. Оценивая и обдумывая эти факторы командующий войска может рассчитать шансы на победу. Пренебрижение этими факторами может привести к неудаче, обусловленной неправильно выбранным планом действий. Подчеркивается, что для государства война является серьезным делом, и ее нельзя начинать, не взвесив все за и против. В понимании автора Путь - это когда правитель имеет поддержку народа, что готов воевать за него, Небо - совокупность временных и погодных факторов, Земля - совокупность географических факторов, Полководец - личные характеристики лидера, Закон - военный лад, командование и снабжение.

2. Проведение войны. В разделе объясняется экономика войны и отмечается необходимость скорости достижения успеха, поскольку долгая война никогда не выгодна государству. Война любит победу и не любит продолжительности.

3. Стратегический нападение. Рассматриваются общие принципы ведения наступления, отмечается, что лучше покорить войско противника, не сражаясь, сохранив его. Прежде всего надо думать о том, чтобы разбить замыслы противника, оставить его без союзников, и только далее по значимости стоит задача разбить его войска. Хуже - это длительная осада или штурм крепостей. Первое ведет к значительному затягиванию войны, а второе - к большим потерям при негарантированном успехе. В этом же разделе рассматривается стратегия при благоприятном и неблагоприятном соотношении сил, подчеркивается значение знание своих сил и сил противника и объясняется важность полководца, на которого правитель должен опираться, и каким не должен командовать, не зная законов ведения войны.

4. Форма. Самое главное сделать себя непобедимым. Благодаря правильному расчету войско побеждает уже побежденного.

5. Мощь. В разделе объясняется природы и истоки силы войска, и подчеркивается, что мощь определяется правильным естественным использованием людей, согласно их способностям.

6. Полнота и пустота. Раздел объясняет, где искать слабости противника, и как использовать их. Подчеркивается важность концентрированного удара, достижения локального превосходства в силах, распыление сил противника умелым маневром. Там, где численное превосходство у противника, нужно не давать ему возможности вступать в бой. Желаемую форму своего войска трактат сравнивает с водой, которая не имеет никакой формы.

7. Борьба на войне. Раздел посвящен анализу ведения боевых действий, соотношению между прямым боем и обходным маневром, умению превратить неудачу в победу. Подчеркивается опасность прямого боя. Трактат советует нападать на противника тогда, когда он утомлен, а не тогда, когда у него высокий боевой дух, не ловится на приманку, не нападать на войско которое идет домой и не атаковать противника, находящегося в безвыходном положении, а оставить для него путь к отступлению.

8. Девять изменений. Раздел дает рекомендации по общим правилам ведения войны в разных местностях и обстоятельствах, включая тот, что бывают приказы хозяина, которые не выполняются. Нельзя полагаться на то, что враг не придет, надо думать о том, как его встретить и таким образом сделать нападение врага невозможным. Другая тема раздела - 5 опасностей для полководца: чрезмерная храбрость, чрезмерная боязливость, быстрый гнев, чрезмерная педантичность и чрезмерное милосердие.

9. Поход. Раздел посвящен принципам тактики войска в различных конкретных ситуациях: в горах, вблизи рек, на болоте. Особое внимание уделяется признакам, по которым можно распознать намерения противника, распознать засады и т.д. В конце раздела даются рекомендации по поддержанию дисциплины в армии, применению наказаний, высказывается мнение о том, что законы должны быть понятными для народа и вызвать его доверие.

10. Формы местности. В разделе рассматриваются формы рельефа: ровный, наклонный, пересеченный, долинный, гористый, удаленный и даются тактические рекомендации по ведению в них боевых действий. Подчеркивается необходимость для полководца знать и понимать эти рекомендации и учитывать их в своих решениях. Снова трактат рекомендует опираться в первую очередь на знание войны, своих сил и сил противника, даже вопреки тому, что приказывает хозяин.

11. Девять местностей. В этом разделе трактат категоризирует геополитическую ситуацию во время войны, выделяя 9 типов, в зависимости от того или война ведется на своей территории, или на территории врага, или рейд на территорию противника глубокий, или мелкий, и тому подобное. Полководец должен уметь воевать во всех ситуациях. В частности, при глубоком проникновении на территорию врага, трактат советует сжечь мосты, сделать невозможным отступление или бегство для своих людей. Подчеркивается скорость действий и скрытность планов.

12. Огневое нападение. В этом разделе даются рекомендации по использованию пожаров и воды для победы над противником и по организации защиты от аналогичных действий врага. Другой темой раздела является совет не позволять, чтобы на решение полководца влияли гнев или пыл.

13. Использование шпионов. Подчеркивается необходимость обеспечения получения информации о противнике, чего можно достичь только через людей. Трактат выделяет пять видов шпионов: местные (из своих), внутренних (из чиновников противника), обратных (из шпионов противника), шпионов смерти (используются для дезинформации), шпионов жизни (тех, которые возвращаются из разведки).

Возврат к списку

Оценить статью:
 
 
Оцените сайт:
 
 
 

Интересно почитать: Императорская династия ЯпонииСегунХасиба Хидэёси


Справка
В рамках проекта «Путь самурая» мы хотим показать мир глазами самурая.
Холивар
Кто победит, самурай или ниндзя?
+8923
+8898
 
Форум
Современная японская литература
Всё о японском кино и японских режиссёрах
Мир японских комиксов и анимации
С чего начать изучение японского языка
Хирагана (ひらがな) и Катакана (カタカナ)
Необходимая информация для путешественников о Стране Восходящего Солнца
Все о Японии
Храмы, парки, дворцы, башни, города, улицы Японии
Мнения, отзывы, комментарии и рекомендации от тех, кто уже побывал в Японии
Рецепты и описания блюд, специй и напитков японской кухни
Рис, водоросли нори, рисовый уксус, соевый соус, морепродукты и многое другое
合 - ай - соединение, 気 - ки - дух, энергия, 道 - до - путь.
Дзюдо - «Мягкий путь» или «Путь мягкости»
Карате: «путь пустой руки» — японское боевое искусство.
Искусство самых загадочных воинов Японии 12-19 века.
Кто такие самураи? Что означает слово самурай? Обсуждаем и задаем свои вопросы...
Мечи, доспехи, копья, луки и многое другое...
Cервис, который проводит ремонт рулевых реек в москве